В статье авторы, опираясь на теоретический фундамент экономической науки, положения теории сетевой и цифровой экономики, а также предложенный авторский методический подход, доказывают наличие трансформационных изменений, протекающих на национальном потребительском рынке товаров и услуг. Авторы доказывают, что проявление трансформационных изменений национального потребительского рынка тесно связано с ростом значимости сетевых структур, активной цифровизацией данного сегмента экономики, в том числе с развитием Интернет-торговли, изменениями в структуре розничной торговой сети и др.
национальный потребительский рынок, трансформационные изменения, трансформация национального потребительского рынка, цифровая экономика, сетевая экономика
1. Анимица Е.Г., Балина Т.А., Шарыгин М.Д Трансформация научных подходов и методов изучения региональной социоэкономики // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2016. № 4. С. 209-219.
2. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики// Вестник международных организаций. 2016. № 13 (2). С. 143–172.
3. Демьяненко А.Н., Украинский В.Н., Демьяненко Н.А., Еремеев В.В. Влияние "сетевого феномена" на функционирование хозяйственных структур / // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2008. № 5(141). С. 17-25.
4. Лапидус Л. В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. М.: ИНФРА-М, 2020. – 381 с.
5. Мартынов А.К. К вопросу об универсальной теории экономической системной трансформации // Общество и экономика. 2018. № 4.С. 5-30.
6. Муниципальная экономика: курс лекций / Е. Г. Анимица, П. Е. Анимица, И. А. Антипин и др.; под общ. ред. Я. П. Силина, Е. Г. Анимицы − Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2021. – 494 с.
7. Новикова Н.В., Веревкин Д.Ю. Развитие элементов сетевой экономики на локальном потребительском рынке // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 29. С. 98‒104.
8. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Технологии, 2007. – 938 с.
9. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: ООО «КомНьюс Груп», 2019. – 368 с.
10. Татаркин А.И., Татаркин Д.А, Сидорова Е.Н. Трансформация дотационных регионов России в саморазвивающиеся // Федерализм. 2012. № 4. С. 39-52. URL – https://doi.org/10.21686/2073-1051-2012-4-39-52
11. Усова Н.В. Формирование и функционирование системы цифровых услуг на потребительских рынках: доктора экон. наук. Екатеринбург, 2024. - 388 с.
12. Этри Э., Карбланк Э., Гиртен Д., Лешер М., Пилат Д., Вайкофф Э., Кейхин Б. Векторы цифровой трансформации // Вестник международных организаций. 2020. Т. 15. № 3. − С. 7–50.
13. Economides N. The Internet and Network Economics / N. Econornides // New York University. 2007. Vol. 8, № 6. https://www.researchgate.net/publication/45579003_The_Internet_and_Network_Economics#references DOIhttps://doi.org/10.1017/CBO9780511493201.008
14. Mansurzada, M. K. Determinants of consumer buying decisions: Evidence from Azerbaijani coffee shop market / M. K. Mansurzada, B. Huseynli // The Manager. – 2024. – Vol. 15, No. 4. – P. 81-91. – DOIhttps://doi.org/10.29141/2218-5003-2024-15-4-7. – EDN YTPOMT.
15. Комарова, О. В. Концепция отраслевого квазирынка: эволюция исследовательской программы / О. В. Комарова, Н. Ю. Ярошевич // Journal of New Economy. – 2024. – Т. 25, № 3. – С. 6-25. – DOIhttps://doi.org/10.29141/2658-5081-2024-25-3-1. – EDN CRLVUI.
16. Интернет-торговля. Рынок России: режим электронного доступа: https://www.tadviser.ru/
17. Розничная торговля и общественное питание / Объекты розничной торговли и общественного питания: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения 07.08.2025 г.).