УДК 338.47 Экономика транспорта и связи
Исследование посвящено анализу зарядной инфраструктуры для электромобилей в контексте землеустройства и устойчивого развития сельских регионов. Рассмотрены экономические показатели (CAPEX, OPEX) и сроки окупаемости для станций переменного (AC) и постоянного тока (DC). Установлено, что AC-станции более экономичны и экологичны, что особенно важно для сельской местности, где плотность транспортного потока ниже. DC-станции, несмотря на высокие затраты, могут быть востребованы в логистических и транспортных узлах. Особое внимание уделено вопросам энергоэффективности, снижению нагрузки на электросети и минимизации углеродного следа. Предложены практические рекомендации по внедрению зарядных станций с учетом особенностей землепользования и требований к мониторингу земель.
зарядная инфраструктура, электромобили, капитальные затраты, углеродный след, станции переменного тока, станции постоянного тока, энергоэффективность, землеустройство, экологическая устойчивость, мониторинг земель
1. Международное энергетическое агентство (IEA) (2023). Глобальный обзор по электромобилям 2023: соответствие климатическим амбициям. Париж: IEA Publications. URL: https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2023(дата обращения: 05.04.2025).
2. Bloomberg New Energy Finance (BNEF) (2023). Прогноз по электромобилям на 2023 год. Нью-Йорк: Bloomberg Finance L.P. URL: https://assets.bbhub.io/professional/sites/24/2431510_BNEFElectricVehicleOutlook2023_ExecSummary.pdf (дата обращения: 05.04.2025).
3. McKinsey & Company (2022). Будущее зарядной инфраструктуры: быстро, умно и масштабируемо. McKinsey Insights. URL: https://www.mckinsey.com (дата обращения: 01.04.2025).
4. Deloitte (2023). Электромобили: курс на 2030 год. Deloitte Insights. URL: https://www2.deloitte.com (дата обращения: 04.04.2025).
5. Гатиятов И.З., Павлов П.П., Шамсутдинов Э.В. (2016). Внедрение автономного электрического транспорта: перспективы и проблемы. В: Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы, с. 154–158.
6. Европейская комиссия (2022). Регламент по инфраструктуре альтернативных видов топлива (AFIR). Брюссель. URL: http://data.europa.eu/eli/reg/2023/1804/oj (дата обращения: 01.04.2025).
7. Бахтеев Ш.Р., Бахтеев К.Р. (2017). Анализ состояния рынка электромобилей в России и тенденции его развития. В: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых-2017, с. 36–41.
8. Tesla научилась предсказывать доступность зарядных станций для клиентов к моменту прибытия. URL: https://overclockers.ru/hardnews/show/129550/tesla-nauchilas-predskazyvat-dostupnost-zaryadnyh-stancij-dlya-klientov-k-momentu-pribytiya (дата обращения: 03.04.2025).
9. Шацкая Е.Ю. (2022). Роль инфраструктуры как активного элемента обеспечения устойчивого развития современных экономических систем. Экономика, предпринимательство и право, т. 12, № 4, с. 1405–1416.
10. Гацун Д.А. (2023). Декарбонизация транспортной системы в Норвегии. с. 311.
11. Kong Q., et al. (2018). The role of charging infrastructure in electric vehicle implementation within smart grids. Energies, т. 11, № 12, с. 3362.
12. Sharma G., et al. (2020). Comparison of common DC and AC bus architectures for EV fast charging stations and impact on power quality. ETransportation, т. 5, статья 100066.
13. Nansai K., et al. (2001). Анализ жизненного цикла зарядной инфраструктуры для электромобилей. Прикладная энергетика, т. 70, № 3, с. 251–265.
14. IRENA (2023). Прогноз преобразования мировой энергетической системы 2023 г.: стратегия по ограничению глобального потепления 1,5 °C. Абу-Даби: IRENA. URL: https://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2023/Jun/IRENA_WETO_2023_Summary_RU.pdf (дата обращения: 10.04.2025).
15. Yu J. et al. (2018). Evaluating the effect of policies and the development of charging infrastructure on electric vehicle diffusion in China //Sustainability. – Т. 10. – №. 10. – С. 3394.
16. Солуянов Ю. И., и др. (2025). Определение расчетных электрических нагрузок зарядной инфраструктуры для электромобилей, интегрированной в электрические установки жилых и общественных зданий. Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики, 26(6), 94–107.
17. Хайретдинова А. Р., Касаткин И. И., Колбасов А. Ф. (2025). Модель развития зарядной инфраструктуры города Москвы. Московский транспорт. Наука и проектирование, (1), 14–22.
18. Пиргулыева О., Реджепгулыев Т., Саидов Ы. (2025). Новые технологии и тенденции в области электрического транспорта. Вестник науки, 4(2 (83)), 514–519.
19. Лесниченко, В. А. Повышение комфортности проживания на основе принципов зеленого строительства / В. А. Лесниченко, Ю. А. Цыпкин, Т. В. Близнюкова // Актуальные вопросы землепользования и управления недвижимостью : Сборник статей V Национальной научно-практической конференции, Екатеринбург, 07 апреля 2023 года / Отв. редактор Е.А. Акулова. – Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2023. – С. 307-313. – EDN DNUXZP.
20. Концепция устойчивого пространственного развития (основные принципы цифровой модели городских и сельских территорий) / Ю. А. Цыпкин, А. А. Фомин, Р. А. Камаев, С. В. Орлов // Столыпинский вестник. – 2021. – Т. 3, № 5. – EDN MEYCCL.
21. Стратегическая цифровая модель устойчивого пространственного регионального развития / Ю. А. Цыпкин, Р. А. Камаев, С. В. Орлов [и др.] // Пространственное развитие территорий в условиях цифровизации: социо-эколого-экономические системы : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Грозный, 08–09 декабря 2020 года. – Грозный: Спектр, 2020. – С. 92-96. – DOIhttps://doi.org/10.34708/GSTOU.CONF.2021.48.93.014. – EDN LRNYIW.