с 01.01.2022 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 339.137.22 Конкуренция между различными организациями
Исследование факторов конкурентоспособности предприятий и организаций в рыночной экономике находится в поле пристального внимания научных работников и специалистов различных областей знаний. По мере развития производительных сил их состав и соотношение меняется. В статье приведены результаты исследования факторов конкурентоспособности производственных и торговых компаний в современных условиях, которые характеризуются все более глубоким проникновением в эти сферы цифровых технологий, не связанных с необходимостью вовлечения в бизнес-процессы масштабных инвестиций и производственных активов. Целью статьи является аргументация в пользу целесообразности развития нематериальных активов бизнеса, работающего на рынках электронной торговли, а также с использованием различных цифровых платформ (тендеры, госзакупки), так как они сегодня преимущественно определяют уровень конкурентоспособности производителей продукции, ее продавцов (селлеров) и иных участников. Для раскрытия темы исследования использован метод логической декомпозиции его основных категорий, подкрепленной закономерностями, выявленными в ходе аналитической работы специалистов и ученых в области менеджмента и маркетинга. Показано, что при реализации стратегии продвижения товара на маркетплейсе путем разработки и выполнения маркетинг-микса задействуется от 27 до 100% активов организации, имеющих нематериальный характер. Основной вывод статьи заключается в подтверждении гипотезы о ключевом значении для конкурентоспособности компаний, действующих на рынках электронной торговли, нематериальных активов, связанных с особенностями организации бизнеса, таких как разработка ценовой стратегии, выбор методов ценообразования, формирование системы скидок и бонусов, кредитная политика, финансовые условия поставок, создание и доставка ценности для потребителя и другие элементы.
конкурентоспособность, факторы, ресурсная теория фирмы, интеллектуальный капитал, нематериальные активы, промышленность, торговля
1. Александрова А.В., Царева Е.Г. Роль нематериальных активов в создании стоимости компаний в условиях интеллектуальной экономики. В сб. «Интеллектуальная собственность как базовое условие обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации», XXVI Междунар. научно-практ. конф. Роспатента, М.; 29.09.2022: сборник докладов / Роспатент. ФИПС; выпускающий редактор Е.Г. Царева. – М.: ФИПС, 2022. – 132 с.
2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии / Э. Брукинг; пер. с англ., под ред. Л.Н. Ковачин. – СПб: Питер, 2001. – 288 с.
3. Вернерфельт Б. Ресурсная трактовка фирмы // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. 2006. № 1. С. 103–118.
4. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. («Коллекция Изборского клуба»). - М.: Книжный мир, 2018. – 768 с.
5. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432 с.
6. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / Кирцнер Исраэл. – М.: Социум, 2020. – 286 с.
7. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. – М.: Прогресс, 1993. Т. 2. – 312 с.
8. Мичурина О.Ю. Ресурсная концепция фирмы: интегративный аспект // Экономические науки. 2009. № 10 (59). С. 164-168.
9. Плотникова Л.А., Каспин А.Е. Нематериальные активы: обзор международного опыта и перспективы развития // Международный бухгалтерский учет. 2006. № 4 (88). С. 30-38.
10. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 453 с.
11. Построение современных бизнес-моделей в промышленности: моно¬графия / А.Д. Бобрышев, К.М. Тарабрин, В.М. Тумин [и др.]. под общ. ред. А.Д. Бобрышева, В.М. Тумина. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2024. – 287 с.
12. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. – М.: АСТ, 2022. – 576 с.
13. Робинсон Дж.В. Экономическая теория несовершенной конкуренции: Пер. с англ. / Дж. Робинсон; Вступ. ст. и общ. ред. И.М. Осадчей. – М.: Прогресс, 1986. – 471 с.
14. Рязанов А.А. Эволюция теории конкуренции // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2017. № 2 (21). С. 21-30. DOI:https://doi.org/10.21777/2307-6135-2017-2-21-30
15. Семеновская Р.Г. Стратегический менеджмент. Конспект лекций. – СПб: СПГУСЭ, 2011. – 268 с.
16. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: АСТ, 2024. – 1072 с.
17. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Т.А. Стюарт; пер. с англ. В. Ноздриной. – М.: Поколение, 2007. – 368 с.
18. Тамбовцев В.Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможное развитие // Российский журнал менеджмента. 2010. Том 8. № 1. 2010. С. 5–40.
19. Тис Д. Д., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2003. № 4. С. 133-183.
20. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон-мл., А.Д. Стрикленд III; пер. с англ. А.Р. Ганиевой [и др.]. – М.: Вильямс, 2003. – 924 с.
21. Тугускина Г.Н. Управление интеллектуальным капиталом организа¬ции: учеб, пособие / Г.Н. Тугускина. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. – 138 с.
22. Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции: Реориентация теории стоимости / Э. Чемберлин; Пер. с англ. Э.Г. Лейкина, Л.Я. Розовского. Под ред. О.Я. Ольсевича. – М.: Экономика, 1996. – 349 с.
23. Шваб К. Технологии Четвертой промышленной революции: [пере¬вод с английского] / Клаус Шваб, Николас Дэвис. – М.: Эксмо, 2023. – 320 с.
24. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2007. – 861 с.
25. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 248 с.
26. Barney J.B. 1991. Firm resources and sustained competitive advantage. Journal of Management 17 (1): 99–120.
27. Barney J.В., Ketchen D.J., Wright M. The Future of Resource-Based Theory: Revitalization or Decline? // Journal of Management. 2011. Vol. 37, No 5. P. 1299–1315.
28. Coase R.H. 1937. The nature of the firm. Economica. 4 (16): 386–405.
29. Edgeworth F. Y. Mathematical psychics, and further papers on political economy / ed. by P. Newman. - Oxford: Oxford University Press, 2003. 653 p.
30. Nonaka I. 1994. A dynamic theory of organizational knowledge creation. Organization Science 5 (1): 14–37, р. 15-16.
31. Penrose E.T. 1959. The Theory of the Growth of the Firm. Oxford University Press, Oxford.
32. Petty R. and Guthrie J. (2000), Intellectual capital literature review: Measurement, reporting and management // Journal of Intellectual Capital. Vol. 1 No. 2. pp. 155-176.
33. Statler M., Jacobs C. D., Roos J. 2008. Performing strategy – Analogical reasoning as strategic practice. Scandinavian Journal of Management 24 (2): 133–144.
34. Winter S.G. Understanding dynamic capabilities // Strategic Management Journal. 2003. № 24 (10). Ρ. 991 – 995.
35. Williamson O.E. The Theory of the Firm as Governance Structure: From Choice to Contract // Journal of Economic Perspectives. 2002. No 6(3). P. 171-195.



