УДК 911.3 География человека. География культуры
Процесс территориально-производственного комплексообразования представляет собой формирование и развитие территориально-производственных систем предприятий и организаций в эффективный комплекс за счет рационального использование местных ресурсов и реализации выгодного экономико-географического положения. Факторы выгодного местоположения предприятий и их территориально-производственных совокупностей проявляется по-разному, в зависимости от хозяйственной специализации локальной территориально-производственной системы (экономического центра), а также от стадии комплексообразования (формирование, функционирование, реконструкция и развитие). В выделенной совокупности факторов местоположения для формирования, функционирования и развития экономических центров Дальневосточного федерального округа, важное значение имеет фактор приморского положения. Присутствие в приморских экономических центрах транспортно-логистических видов деятельности обеспечивает дополнительный экономический эффект, в т.ч. и от портовых сборов (за оказанные услуги морскому транспорту). Комплексный учет сочетаний факторов местоположения позволяет наиболее полно выявить все источники проявления дополнительного экономического эффекта при изучении процессов территориально-производственного комплексообразования экономических центрах с различной специализацией территориально-отраслевой структуры.
территориально-производственные системы, стадии комплесообразования, факторы местоположения, Дальневосточный федеральный округ
1. Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. М. Госполитиздат, 1958. 200 с.
2. Мошков, А.В. Территориально-производственное комплексообразование на Дальнем Востоке / А. В. Мошков ; Рос. акад. наук. Дальневост. отд-ние. Тихоокеан. ин-т географии. Владивосток: Дальнаука, 2001. 155 с.
3. Зобова Л.Л. Объективная основа категории пространственной ренты // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012;(2): 202-205.
4. Баранский, Н.Н. Становление советской экономической географии Избр. тр. / Н. Н. Баранский; Вступит. статья Ю. Г. Саушкина, с. 3-27. Москва : Мысль, 1980. 287 с.
5. Майегойз, И.М. Географическое положение города Сталинград // Вопрос гоеграфии. 1946. №2. С.63-100.
6. Лейзерович Е.Е. Базовые составляющие экономико-географического положения стран и районов // Изв. РАН. Сер. геогр. 2006. № 1. С. 9–14.
7. Саушкин Ю.Г. Экономическая география. История, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973. 362 с.
8. Минакир П.А. Экономика регионов. Дальний Восток. / отв. Ред А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 2006. 848 с.
9. Космачев К.П. Пионерное освоение тайги: Экономико-географические проблемы. Новосибирск: Наука, 1974. 143 с.
10. Земцов С.П., Бабурин В.Л. Оценка потенциала экономико-географического положения регионов России // Экономика региона. 2016. Т. 12, № 1. С. 117-138.
11. Перру Ф. Экономическое пространство: теория и предложения / Ф. Перру // Пространственная экономика. 2007. №2. С. 77-93.
12. Boudevilie J. Problems of regional economic planning // Edinburg: Edinburg U.P. 1966. 192 p.
13. Pottier P. Axes de communication et development economique // Revue economique. 1963. T. 14. P. 58-132.
14. Леонтьев А.Н., Назимова Н.В. Региональная проекция теории полюсов роста: зарубежный и российский опыт // Теоретическая и прикладная экономика. 2020. №4. С. 106-117.
15. Маергойз И.М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск: Наука, 1986. 303 с.
16. Бабурин В.Л. Подходы к оценке социально-экономической эффективности развития транспортно-коммуникационной инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке // Региональные исследования. 2018. № 2 (60). С. 25– 1.
17. Бандман М.К., Малов В.Ю. Транспортный комплекс Азиатской России. Укрепление экономической безопасности / Современные проблемы географии и природопользования. Отв. ред. М.К. Бандман. Барнаул: изд. Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2001. Вып. 5–6. С. 100–114.
18. Бакланов П.Я., Романов М.Т., Каракин В.П., Егидарев Е.Г., Ланкин А.С., Ушаков Е.А. Сопряжения транспортных сетей Тихоокеанской России и сопредельных стран // Известия РАН. Серия географическая. 2020. Т. 84. № 2. С. 167–178.
19. Трейвиш А. И. Роль экономико-географического положения Дальнего Востока в формировании его территориально-хозяйственной структуры // Территориально-хозяйственные структуры Дальнего Востока. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1982. С. 104–118.
20. Демьяненко А. Н. Территориальная организация хозяйства на Дальнем Востоке России. Владивосток: Дальнаука, 2003. 284 с.
21. Мошков А. В. Факторы устойчивого развития территориально-отраслевой структуры регионов прибрежной зоны Тихоокеанской России // Регионалистика. 2019. Т. 6. № 4. С. 14–31.
22. Бакланов П.Я., Мошков А.В., Ткаченко Г.Г., Ушаков Е.А. Производственно-технические структуры в приморских поселениях Тихоокеанской России // Тихоокеанская география. № 1. 2024. С. 5–19.
23. Маергойз И.М. Уникальность экономико-географического положения Советского Дальнего Востока и некоторые проблемы его использования в перспективе // Вестн. Моск. Ун-та. География, 1974. № 4. С. 3-9.
24. Бакланов П.Я. Экономико-географическое и геополитическое положение Тихоокеанской России / П.Я. Бакланов, М.Т. Романов. Владивосток: Дальнаука, 2009. 168 с.
25. Численность населения Приморского края. Статистический сборник. Владивосток: Приморскстат, 2023. 47с.
26. Грузооборот морских портов Приморья в 2023 году. Электронный ресурс - ttps://1prime.ru/20240322/primore-846563031.html?ysclid=mbr7bgtqmy17949198. Обращение – 11 июня 2025 г.).
27. Портовые сборы и тарифы. Электронный ресурс - https://www.rosmorport.ru/filials/vlf_portcharges/?ysclid=ma22hpzmzq577284925 (Обращение – 11 июня 2025 г.).